Естественные монополии и ценовая дискриминация


Естественные монополии и ценовая дискриминация

В нашей стране, как в большинстве стран, естественные монополии наделены особыми привилегиями, в обмен на право правительства регулировать их действия с целью недопущения злоупотребления монопольной властью. К естественным монополиям относятся предприятия коммунального обслуживания – электро-, газо-, водоснабжения, связи, кабельного телевидения, отдельных отраслей транспорта и т.д.

Ценовая дискриминация – установление продавцом различных цен на различные единицы того самого товара, для которого различия в ценах не связанные с разницей в расходах. Соглашаясь с подавляющим большинством результатов проведенных исследований ученых-экономистов, нужно признать, что проблема по формированию тарифов естественных монополистов остается до сих пор нерешенной. Естественные монополии оказывают негативное влияние высоких тарифов на предприятия-потребители. Об этом свидетельствуют результаты конъюнктурных опросов. Доля опрошенных предприятий, которое чувствует это влияние, растет с 2000 г. с 12-15 % до 21 %. В таких отраслях, как производство стройматериалов, металлургия, добывающая промышленность, производство электроэнергии, газа и воды это влияние испытывает более 30 % предприятий.

Рост стоимости услуг и естественные монополии

Повышение тарифов обусловлено несовершенством самого способа ценообразования на продукцию монополистов и недостатками в его регулировании. Прежде всего, рост цен связан с затратным способом их формирования. Отсутствие конкуренции в сфере ЖКХ предопределяет отсутствие каких-либо экономических стимулов к снижению затрат. Ведь любое увеличение затрат вследствие ошибочных управленческих решений не уменьшает доход, поскольку возмещается за счет потребителей. Еще одним негативным проявлением затратного способа формирования цен, что способствует их росту, является включение в цены необоснованных расходов. Ярким примером является централизованное снабжение теплой водой. Ведь значительное количество тепла теряется на пути к конечным потребителям из-за ненадлежащей теплоизоляции. Что не учитывается при установлении тарифов, не учитывается количество и температура теплой воды в домах. Таким образом, население часто вынуждено платить за услуги ненадлежащего качества.

Использование ценовой дискриминации с целью увеличения совокупных доходов со стороны естественных монополистов является довольно распространенным. В частности на отечественных предприятиях отрасли связи, электро — и газоснабжения, коммунальных услуг. Прежде всего, она касается блочного ценообразования для разных групп потребителей в зависимости от времени. Это дополняется ценовой дискриминацией, которая вводится государством с целью защиты ряда социальных групп.

Таким образом, причинами роста цен в сфере естественной монополии является: рост стоимости услуг, которые предоставляют предприятия этой сферы, применение перекрестного субсидирования деятельности, несовершенство ценообразования и ценового регулирования. Основными проблемами учета затрат, на базе которых формируются тарифы являются: отсутствие обоснованного разграничения расходов, в частности выделение постоянных, средних и предельных издержек, что не имели места и повторный учет затрат.
Отечественная экономика отличается высоким уровнем монополизма. Но в отличие от большинства стран мира преимущественный путь формирования монополизма в нашей стране — не в укрупнении конкурирующих предприятий. А в результате перехода предприятий — гигантов в негосударственные формы собственности. Однако проблема монополии все же не исчезла, и монополизация экономики еще остается достаточно высокой.