На рыболовных фермах в Норвегии умерло рекордное количество лосося
Это представляет собой уровень ранее невообразимый смертности в 16,7 процента, что также является рекордно высоким показателем и постепенно растет с годами, создавая экономическую и этическую проблему для производителей. Лосось погибает от болезней поджелудочной железы, жабр и сердца, а также от травм, полученных во время удаления паразитов морских вшей. По оценке экспертов, на популяции также сказываются постоянно меняющиеся климатические условия. "Смерть лососей - это пустая трата жизни и ресурсов", - сказал агентству Эдгар Брун, директор отдела здоровья и благополучия водных животных Норвежского ветеринарного института.
В прошлом году экспорт лосося из Норвегии превысил 11 миллиардов долларов, при этом проданные 1,2 миллиона тонн эквивалентны 16 миллионам порций еды в день. 63 миллиона преждевременно погибших лососей представляют собой почти 2 миллиарда долларов потерянного дохода для отрасли.
Преждевременно погибающий лосось обычно перерабатывается в корм для животных или биотопливо. Однако, по данным норвежских СМИ, некоторая рыба, здоровье которой на момент убоя было плохим или даже уже мертвая, иногда оказывается на столе потребителей, а иногда даже в люксовых ресторанах. "Я вижу в продаже рыбу, которую сама бы не стала есть", - сказала в ноябре общественному телеканалу NRK бывший начальник отдела контроля качества лосося минсельхоза Норвегии Лайла Селе Навикаускас.
Употребление лосося в пищу не представляет опасности для здоровья человека, утверждают эксперты. Но эти разоблачения наносят ущерб имиджу норвежского лосося, который формировался столетиями. "Если вы покупаете мясо в магазине, вы ожидаете, что оно будет получено от животного, которое было забито в соответствии с правилами, а не от того, которое лежало мертвым возле сарая", - сказал Трюгве Поппе, специалист по здоровью рыб. "В противном случае вы как потребитель почувствуете себя обманутым", - сказал эксперт.
Норвежское управление по безопасности пищевых продуктов заявило, что обнаружило грубые нарушения на половине рыбных ферм, проверенных в прошлом году, отметив, что, среди прочего, поврежденная или деформированная рыба была экспортирована в нарушение норвежских правил. Чтобы сохранить хорошую репутацию, к экспорту разрешен только лосось обычного или высшего качества. Рыбу более низкого качества, на которую приходится растущая доля запасов - до трети выращенной прошлой зимой, можно продавать за границу только после того, как она была переработана, например, в филе. В среднем на разведение лосося должно уходить три года, пояснили норвежские специалисты, однако, в погоне за прибылью, этот процесс ускоряется в разы.
Трулс Гуловсен, глава организации "Друзья Земли" в Норвегии, заявил, что более высокий уровень смертности в последние годы стал результатом "агрессивной индустриализации". По мнению специалиста по здоровью рыб Поппе, который раскритиковал "ужасно плохие условия" их содержания и перестал есть выращенного на фермах Норвегии лосося, проблема заключается именно в скорости разведения рыбы. "Лосось подвергается стрессу на протяжении всей своей жизни, с момента вылупления в пресной воде до убоя", - сказал Поппе. "Например, на первом этапе пребывания в пресной воде светом и температурой управляют так, чтобы они росли как можно быстрее", - объяснил он. "В дикой природе эта фаза занимает от двух до шести лет. Когда их разводят, это занимает от шести месяцев до года", - пояснил эксперт.