В наукограде Кольцово приступили к тестовой сборке оборудования СКИФа
ЦКП "СКИФ" - проект класса мегасайенс, предусматривающий использование синхротрона поколения "4+". Центр будет включать 34 здания и сооружения с инженерным и технологическим оборудованием, обеспечивающим выполнение научных исследований на пучках синхротронного излучения. Уникальные параметры СКИФа позволят проводить прорывные исследования в интересах предприятий реального сектора экономики. Центр создается в рамках национального проекта "Наука и университеты".
Сейчас на площадку доставляют специальные подставки-гирдеры, на которых помещаются магниты, необходимые для формирования электронного пучка. Всего в здании инжектора будут собраны 44 гирдера бустерного синхротрона, которые образуют кольцо периметром 158 метров. Бустерный синхротрон позволит разгонять электронный пучок за полсекунды до 3 ГэВ - эта энергия, на которой работает ЦКП "СКИФ".
Тем временем в здании инжектора монтируют и тестируют опорную геодезическую сеть, чтобы выполнить высокоточный монтаж гирдеров с оборудованием. Точность взаимного положения гирдерных модулей - около 70 микрометров, что сопоставимо с толщиной человеческого волоса. Это рекордный показатель для ускорителей: для подобных машин предыдущих поколений он составлял порядка 100 микрометров.
"Сегодня начинается новый этап развития проекта ЦКП "СКИФ": на площадке будущего Центра теперь работают не только специалисты строительной отрасли, но и сотрудники научных организаций, - отметил директор Института катализа им. Г. К. Борескова СО РАН академик РАН Валерий Бухтияров. - Электронный пучок, а затем и синхротронное излучение с уникальными параметрами - это основа для работы экспериментальных станций. СКИФ спроектирован как самый современный источник синхротронного излучения в мире, и мы шаг за шагом движемся к цели".
По словам директора Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН, выступает единственным исполнителем комплекса работ по изготовлению, сборке, поставке и пусконаладке всего оборудования ускорительного комплекса) академика РАН Павла Логачева, идет подготовка к крупномасштабной сборке уникального оборудования. После предварительной сборки гирдеров в корпусе стендов и испытаний (КСИ) их отправят в кольцо большого накопителя ЦКП "СКИФ". "Кроме того, в КСИ мы планируем собрать часть гирдерных сборок бустера для проверки их технического состояния после длительного хранения и транспортировки. В дальнейшем это поможет ускорить и повысить качество монтажа оборудования бустера в здании инжектора. Как только 20 июля будет готово здание инжектора, мы начнем перевозку и монтаж оборудования: не только гирдеров и линейного ускорителя, но и источников питания, всей электроники", - сообщил Павел Логачев.