Ключевой элемент жизни впервые обнаружен не на Земле

Опубликовано: 16.06.2023
Время на чтение: 2 мин

Международная команда астрономов при изучении химического состава океана на Энцеладе, шестом по величине спутнике Сатурна, обнаружила фосфор. Этот важный для формирования жизни элемент впервые был найден не в земном океане.

Как сообщает Sci News, фосфор никогда ранее не находили в иных в океанах, кроме земных. Однако в новом исследовании описывается фосфор, обнаруженный на Энцеладе. Этот спутник Сатурна покрыт глобальным водным океаном, расположенным под ледяной коркой и над скалистым ядром. Энцелад известен своей гидротермальной активностью. Многочисленные и невероятно мощные гейзеры бьют из него, выбрасываемый в космос материал и изучают ученые.

"Ранее мы обнаружили, что океан Энцелада богат различными органическими соединениями, - говорит доктор Франк Постберг, планетолог из Свободного университета Берлина. - Но теперь наш результат показывает четкую химическую сигнатуру значительного количества солей фосфора внутри ледяных частиц, выброшенных в космос шлейфом этой маленькой луны. Впервые этот важный элемент обнаружен в океане за пределами Земли".

Фосфор в виде фосфатов считается жизненно необходимым элементом для всех организмов на Земле. В частности, он требуется для создания ДНК и РНК, молекул-носителей энергии, клеточных мембран, костей и зубов у людей и животных. Даже морской планктон не может без него обойтись. Словом, жизнь, какой мы ее знаем, просто невозможна без фосфатов, говорят ученые.

"В 2020 году мы использовали геохимическое моделирование, чтобы предсказать, что в океане Энцелада должно быть много фосфора, - говорит доктор Кристофер Глейн из Юго-Западного исследовательского института. - Теперь мы обнаружили большое количество фосфора в образцах льда, выбрасываемого гейзерами из глубин океана".

Подтвердить присутствие фосфора в океане Энцелада помогли данные, собранные с помощью прибора Cosmic Dust Analyzer. Он установлен на борту космического корабля Cassini. Проведенные измерения показали, что концентрация фосфора на этом спутнике может превышать земную как минимум в 100 раз.

"Использование модели для прогнозирования присутствия фосфатов - это одно, и совсем другое - найти доказательства наличия фосфатов, это невероятно интересно, - говорит доктор Глейн. - Это ошеломляющий результат для астробиологии и важный шаг вперед в поисках жизни за пределами Земли". Теперь ученые хотят выяснить, может ли океан Энцелада быть обитаемым.

Полностью исследование опубликовано в журнале Nature.