Обнаружена одна из самых редких звезд в нашей галактике

Опубликовано: 23.06.2023
Время на чтение: 2 мин

Международная команда астрономов обнаружила белый карликовый пульсар, который считается одной из самых редких звезд в нашей галактике. Это лишь второй такой объект, известный в Млечном Пути.

Результаты исследования опубликованы сразу в двух статьях, вышедших в журналах Nature Astronomy и Astronomy & Astrophysics. Коротко об открытии рассказывает Science Alert. Недавно открытая звезда расположена всего в 773 световых годах от Земли. Она получила название J1912-4410 и была классифицирована как белый карлик-пульсар. Это крайне редкий тип звезд. До сих пор в Млечном Пути такой объект находили только один раз.

Поэтому не существовало и отдельной классификации подобных объектов. Однако новое открытие подтверждает, что эти звезды существуют и отличаются от других звезд, поэтому они могут претендовать на свой собственный класс. Кстати, авторы работ пишут, что изучение таких звезд даст ключ к разгадке тайны странных сигналов, зафиксированных по всему Млечному Пути, которые не поддаются обычному объяснению. Кроме того, открытие подтверждает, что магнитное поле белого карлика генерируется внутренним "динамо" подобно тому, как жидкое ядро Земли генерирует свое магнитное поле. Только у этих звезд магнитное поле гораздо более мощное, чем у нашей планеты.

"Происхождение магнитных полей - большой и открытый вопрос во многих областях астрономии, и это особенно актуально для белых карликов, - говорит астрофизик Ингрид Пелисоли. - Магнитные поля белых карликов могут быть более чем в миллион раз сильнее, чем магнитное поле Солнца. Открытие J1912-4410 стало важным шагом вперед в изучении этой сферы".

Считается, что пульсары представляют собой нейтронные звезды - тип "мертвых" звезд. По сути, это то, что остается от звезды после ее гибели. Пульсар может быть меньше первоначального размера звезды в 8-30 раз. Он образуется, когда звезда полностью сжигает свое водородное топливо. Она сбрасывает свой внешний материал, а ее ядро коллапсирует под действием гравитации. В результате образуется сверхплотный объект.

Нейтронная звезда вращается быстро, вплоть до миллисекундных периодов, выбрасывая при этом в космос очень мощные лучи электромагнитного излучения. Она как бы пульсирует, отсюда и название таких объектов. Белые карлики представляют собой похожие "звездные остатки". Это ядра мертвых звезд с массой менее восьми масс Солнца. Они менее плотны, чем нейтронные звезды, и имеют больший радиус.

Еще несколько лет назад считалось, что они не превращаются в пульсары. Однако в 2016 году астрономы обнаружили необычный объект, который и был назван белым карликовым пульсаром. Это был первый такой объект в истории наблюдений, он получил название AR Scorpii. Теперь же базу данных пополнила информация о втором таком объекте.